445000.ru - индекс Тольятти

15.06.2010 01:43 · МАЛЫШ И КОМПЬЮТЕР

В нашем доме компьютер появился, когда сыну не было еще четырех лет. Первые несколько дней наш слегка избалованный “взрослым” общением и окружением наследник был уверен, что эта классная игрушка принесена исключительно для него, единственного. Но компактов с играми папа с мамой еще не приобрели и, создав несколько шедевров в Paintbrush , дитя несколько остыло.

К тому времени родителям удалось объяснить малышу, что компьютер нужен маме и папе для работы, а его, малыша, “машинное время” будет далеко не бесконечным. Скажу честно, рекомендаций врачей типа “ребенок 4-5 лет может работать за компьютером не более 7 минут в день” мы не могли выполнить никогда. Думаю, что все родители, совершившие этот шаг, я имею в виду – поставившие дома компьютер и допустившие, чтобы их чадо увидело хотя бы раз, как “это” работает, согласятся со мной. С этого момента битва за право уткнуться в экран будет бесконечной и жестокой.

Могу представить себе возмущенный хор врачей и педагогов, твердящих об испорченных глазах, искривленных позвоночниках, жестокостях компьютерных игр и “поколении домоседов” и призывающих родителей строго регламентировать отношения ребенка и этого электронного врага свежего воздуха и “нормальных” детских игр в прятки и классики.

Но, на мой взгляд, действительность проста и сурова – взгляды ребенка формируются не под влиянием “правильных” указаний и наставлений, а на основании его, ребенка, ежедневного чувственного опыта – то есть того, что он ежедневно видит и слышит.

А видит он, что папа, наспех поужинав, достает из портфеля новый диск и на час, а то и на два перестает существовать в нашей скромной реальности, погружаясь в межгалактические “разборки”, а мама вечером, укладывая чадо спать, говорит: “Спокойной ночи, дорогой, спи, а я еще немножко посижу в Интернете”.

Утром ребенок видит у экрана папу, просматривающего новости, а днем – маму, печатающую статью. И чего вы хотите от ребенка? Я не играю в компьютерные игры, но мой малыш обиженно заявляет: “Ты работаешь уже два часа, а мне разрешаешь играть только 20 минут”. Конечно, можно культивировать в семье гораздо более прохладное отношение к компьютеру, но тогда не совсем понятно, зачем он вам дома нужен.

Кроме того, из опыта некоторых знакомых семей, где компьютер был приобретен для обучения детей (старших школьников) и родители не проявляют к машине особого интереса, я знаю, что там процесс общения ребенка с компьютером выходит из под контроля полностью. Ребята просиживают у экрана все время, пока родители на работе, “списывают” рефераты из Интернета, обмениваются дисками с друзьями. Тогда трудно говорить и о контроле времени, проведенного за компьютером, и о контроле содержания игр. Родители теряют терпение. Допуск к машине становится поощрением за успехи, лишение его – наказанием за провинности. Конфликт углубляется.

Когда я слышу такие истории, проблемы с моим пятилеткой, который упрашивает: “Ну добавь мне 5 минут!”, и для которого еще веским доводом для немедленного выключения машины остается суровое папино : “Поставлю на машину пароль!”, начинают казаться мне теми самыми “цветочками”, после которых все еще впереди.

А что же кстати впереди? Наверное никому не придет в голову отрицать, что – хотим мы этого или нет – для “молодого поколения” компьютер станет такой же повседневной вещью, как холодильник или газовая плита для нас. От этого уже не уйти. Мы сами мечтаем о том, чтобы наши дети получили отличное образование и стали хорошими специалистами – расскажите мне, как вы это себе представляете без компьютеров? Значит пора признать суровую правду жизни и постараться с самого начала все-таки управлять этим процессом.

Как?

Попробую поделиться своим скромным опытом…
Мы стремились покупать ребенку диски с “обучающими” играми. Математика для самых маленьких (Зареалье), отличная географическая игрушка “Мой первый удивительный исследователь мира” (фирмы Dorling Kindersley), “Вундеркинд плюс” (Nikita) – сейчас этих игрушек много, обзоры их можно посмотреть, например, в журнале “Домашний компьютер”. Выбрать есть из чего. Не хочу заниматься рекламой каких либо конкретных программ – каждый родитель всостоянии подобрать что-то для своего ребенка.

Хочу отметить вот что. На мой взгляд, нельзя просто дать ребенку диск с “Уроками математики” и ожидать долгого интереса и серьезных успехов. Компьютер для самых маленьких должен, по-моему, быть не средством получения информации, а возможностью повторить и проиграть самостоятельно то, что ребенок узнал от взрослого – из беседы, занятия, чтения.

Тогда вы сможете быть уверены, что малыш действительно узнал что-то новое, а не просто перебирает варианты ответов на экране и смотрит красивые картинки. Кроме того, вы сохраните у него уважительное отношение к “печатному слову”, к книге, к самому процессу чтения.

Ну и наконец – вы, вероятно, хотите быть для своего малыша большим авторитетом, чем этот яркий экран. Тогда пусть он все-таки пока узнаёт все самое интересное от вас (напомню, что разговор идет о маленьком ребенке, для которого почти вся информация нова, интересна и усваивается, несмотря на ее невероятное количество, с потрясающей эффективностью).

Но одними “обучалками” вам, вероятно ограничиться не удастся. Я знаю одну семью, где девочки 5 и 8 лет решают задачки в Exсel`е и пишут рассказики в Word`е, и почти не играют в игрушки, но это, скорее, исключение из правил.

Рано или поздно ваш ребенок увидит просто “игрушку” – с лабиринтами, стрельбой, космическими кораблями. На мой взгляд, однозначно только одно – ребенка надо максимально долго оберегать от злых, некрасивых, действительно жестоких сцен в играх. Если папа – любитель попалить по монстрам, на экране кровь рекой, а из динамиков несется непрерывная стрельба и жуткие стоны – малышу нечего делать в одной комнате с компьютером. Но от отца, сидящего за штурвалом космического корабля, возможно, отгонять ребенка и не стоит. Из всего можно извлекать полезные уроки.

Папина игра в “Parkan” стала для нашего сына началом бесед об астрономии, а кроме того мы резко начали выговаривать букву “Р”, нарисовали несколько потрясающих космических пейзажей и раскрасили, и вырезали бесчисленное множество роботов и космических кораблей, которые мама терпеливо срисовывала с сопровождающей игру книжицы. (Илюшке было четыре года и он классно научился пользоваться ножницами. ) Вообще, наш малыш – личность весьма увлекающаяся (есть в кого), и его постоянно приходилось тормозить, иначе после получаса игры взрослым приходилось еще столько же выслушивать его впечатления и фантазии на тему…

Потом энтузиазм слегка угас, старые игрушки поднадоели – очевидно, все, что мог, он от них получил.

Очередной всплеск произошел, когда у него появилась своя приключенческая игра с каким-то котенком, бродящим по джунглям и лабиринтам, и воюющим с псами и прочими врагами. Здесь уже была стрельба и всевозможные опасности, но нарисована игрушка оказалась вполне пристойно, а попробуйте вы вырастить мальчишку не играющего в определенный период времени в войну. Мы смирились. Ребенку были выставлены жесткие требования по ограничению времени игры, а история с котом-героем обсуждалась с мамой по вечерам и послужила основой для множества придуманных сказок. Это уже дело мамы – создать и незамысловатой “стрелялки” историю о добре и зле, правильно расставить акценты и постараться, чтобы это пошло ребенку на пользу. Постепенно, кстати, и эмоции, связанные с новой игрой слегка утихли, ребенок беспрекословно выключает компьютер по первому требованию и все чаще обсуждает идею приобретения живого котика.

Ну и конечно нас не миновали проблемы, связанные непосредственно со здоровьем ребенка.

Да, сидение за компьютером не идет на пользу ни осанке, ни зрению. Но и эту проблему надо признать существующей и попытаться решить, а не просто максимально ограничить ребенку машинное время. (Еще раз повторю, нам лично не удалось выполнять предписанные санитарные нормы вроде “7 минут в день”)

Наш сын играл по 20-30 минут, сначала 1 раз в день, потом, к пяти годам, добился права на две, а то и три получасовых игры в день. Может быть это и много. Мы в своем родительском энтузиазме совершили столько грехов (с точки зрения врачей и педагогов), что выхода уже не было. Мы просто попытались компенсировать возможность нарушения осанки активным образом жизни, походами, плаванием, частыми выездами в лес.
А для предотвращения проблем со зрением очень полезно научить ребенка простейшей гимнастикедля глаз – поочередному сосредоточению взгляда то на близкой точке, то на далекой; попеременным взглядам влево-вправо без поворота головы. Конечно, без консультации специалиста, точно отследить состояние зрения ребенка сложно, но самые простые меры безопасности не повредят.

Ну вот, сын пришел требовать обещанную вторую игру. “Мама, ты долго работаешь, у тебя устанут глазки!” Уступаю место у монитора, но стараюсь не уходить далеко – в этой сложной системе “ребенок-компьютер” лучше быть рядом, рядом со своим подрастающим малышом. И тогда это взаимодействие пойдет вам всем только на пользу.

По материалам сайта http://www.edu.rin.ru


Еще по теме:





НОВОСТИ СЕГОДНЯ НА 445000.RU
Life is Good: сила в правде

На сегодняшний день компания Life is Good переживает не самое лучшее время. Со всех сторон на компанию нападают хейтеры, пытаясь...
Прокуратура Тольятти взяла на контроль расследование по факту пожара на Тупиковом проезде в Тольятти

Прокурором Центрального района г. Тольятти Рамисом Сабирзяновым лично контролируются следственные действия и оперативные мероприятия по факту пожара, произошедшего в ночь...
Опубликован список депутатов Думы г.о. Тольятти VIII созыва

С официальной публикации в газете «Городские ведомости» решений избирательных комиссий об определении результатов выборов начинается отсчёт нового пятилетнего периода тольяттинского...
Широкий круг вопросов был в поле зрения Общественной палаты г.о. Тольятти в 2022 году

На заседании Думы заместитель председателя Общественной палаты Михаил Носорев представил депутатскому корпусу информацию о работе органа общественного контроля в минувшем...
Министр торговли и промышленности Самарской области Андрей Шамин посетил ПАО «ТОАЗ»

Тольятти, 30 августа 2022 г., в рамках рабочей поездки в Тольятти министр торговли и промышленности Самарской области Андрей Шамин посетил...
Срочный микрозайм в МФО: куда обратиться и как оформить

Если вам срочно потребовались деньги, то на помощь придёт срочный онлайн займ. Вам не придётся одалживать деньги у друзей или...
Студентам «ГАПОУ Нит» провели экскурсию на заводе грузовых шин KAMA TYRES

Студенты Нижнекамского индустриального техникума («ГАПОУ Нит») побывали на производстве ЦМК шин KAMA TYRES. В экскурсии приняли участие ребята, которые в...
Дума Тольятти - важный институт народовластия

10 июня 1994 года состоялось первое заседание Тольяттинской городской думы. В состав первого созыва представительного органа местной власти вошли 16...
Главный нарколог региона: «Токсическое действие алкоголя начинается с первого глотка»

О рисках алкогольной зависимости и роли трезвого образа жизни в сохранении жизни и здоровья рассказал главный внештатный специалист министерства здравоохранения...
К реализации социального проекта «Круг заботы» приступают в Тольятти

В рамках комиссии по социальной политике Думы г.о. Тольятти 16 мая 2023 года депутаты заслушали доклад об уникальной практике работы...
Пояс Пресвятой Богородицы в Москве, как попасть?

Пояс Пресвятой Богородицы в Москве, в храме Христа Спасителя. Пребывание его продлено до 27 ноября, после чего он вернется на...
Семинар по Такемусу айкидо в Тольятти

В минувшие выходные, 18 и 19 марта 2023 года в Тольятти прошел очередной обучающий семинар по Такемусу айкидо, организованный Самарской...
В «Жигулевской долине» состоялся Городской турнир по Алтимату

24 июля в «Жигулевской долине» состоялся Городской турнир Тольятти по алтимату – командному виду спорта с летающим диском «фрисби». Соревнования...
Революция обслуживания: как дружелюбность меняет Юг России

В последние годы в России все чаще можно встретить заведения, где используется принцип дружелюбного (friendly) сервиса. Нет определенной дефиниции этому...
В рамках проекта «Школа дистанционных профессий» участникам было предложено 5 курсов

1030 человек в течение 2023 года прошли обучение в Школе дистанционных профессий. Проект реализован НКО «Клуб гражданского образования» при поддержке...