445000.ru - индекс Тольятти

13.11.2011 00:31 · "Руслан и Людмила" Большой театр

Фото: Руслан и Людмила в Большом

Для премьеры, которая открыла бы историческую сцену Большого театра, выбрали “Руслана и Людмилу” Михаила Глинки. Оно и понятно: для русской музыки Глинка то же самое, что Пушкин для русской литературы. Опер он оставил только две. За верноподданническую “Жизнь за царя” Николай I пожаловал Глинке бриллиантовый перстень. Урезанная до “Ивана Сусанина”, она имела статус “советской народной оперы”. А “Руслан и Людмила” изначально вышла странненькой. Вроде бы былинный эпос, но уж какой-то негероический. Вроде бы русская мелодика, но скроена по итальянским лекалам. Вроде бы Пушкин, но его ироничный тон то прорывается, то прячется под наслоением музыкальных глыб. Кстати, царская фамилия премьеру “Руслана и Людмилы” не высидела.

Но для первой премьеры исторической сцены лучший оперный режиссер страны Дмитрий Черняков счел творение Глинки подходящим: здесь нет традиционного для масштабных русских опер трагического финала. К тому же у Большого есть своя традиция ее исполнения — девять постановок, более семисот представлений, 165 лет истории!

Первая же сцена показала, что все эти версии-традиции никуда не делись, просто утрамбованы в культурные слои. Взору открывается интерьер княжьих хором с потолком, похожим на атриум Большого театра. Читаются цитаты из нынешней реставрации: сусальная лепнина и византийская помпезность. Сюда же присовокупили не только классические фишки Большого с кафтанами-кокошниками, но и крепостной театр, где девки в сарафанах гудят на золоченом фортепьяно, и советские “Голубые огоньки”. Меж накрытых столов бегают ряженые — гигантская Голова, Финн, Наина, малютка Черномор, тут же оператор с камерой и онлайн-проекция на два экрана. Кстати, это уже третий опус в оперном театре, где кафтан главного героя украшает державный двуглавый орел.

Придумав и режиссуру, и сценографию своей постановки, Черняков ни секунды не дает скучать. Едва завернутая в ковер Людмила пропадает с празднества, три ее жениха, сменив княжьи кафтаны на джинсы с куртками, бросаются на поиски. А тут уже и знаменитая ария “О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями”. Поначалу эта сцена кажется воплощенной мечтой Владимира Сорокина, предлагавшего затопить Большой дерьмом по самую люстру, но на странных коричневых валунах обнаруживается хор в современном камуфляже. Говорящая Голова соответствует: это не былинный герой, а крутой пахан. Козни Наины воплощает симпатичный бордель, где прелестницы развлекают публику, а вместе с ней и Руслана с Ратмиром. Людмила же мается в стерильном гламурном чертоге Черномора, где вместо “карлы коварной” ее обхаживает современная ВИП-обслуга. Тут нет места умилению. Тайский массаж и шоу барменов с оркестром сменяют хорошо поставленная оргия миманса… в натуральном виде и татуированный стриптизер, играющий всеми мышцами, норовящий затащить Людмилу в постель. В закулисье судачат, что прима Елена Образцова отказалась от партии Наины, увидев именно эту сцену.

И вот тут, в неожиданном месте, Черняков огорошивает пришедшего поразвлечься зрителя, напустив в сказку из позапрошлого века реалий сегодняшнего дня. Неказистый жених Черномор очаровывает избранницу не верностью и храбростью, как в былинное время, а анестезирующим комфортом и сервисом. Но тему любви это не исчерпывает. Транслируя лица несложившейся пары Финна (изумительный американец Чарльз Уоркмен) и Наины (героиня вечера Елена Заремба) в видеозаставках на закрытом занавесе, режиссер дает нам увидеть ход своей мысли крупным планом. Черняков не изменил себе в главном — за самой крошечной сюжетной коллизией он старается увидеть психологию и донести до зала, а близкий к идеалу кастинг очень ему в этом помогает.

В финале Людмилу оживит кудесник Финн — не волшебным кольцом, как в стародавнем либретто, а противостолбнячной инъекцией (в этом месте из зала кто-то крикнул, не выдержав: “Передоз!”). Впрочем, кричавшие “Браво!” не подрались с кричавшими “Позор!”, поскольку вторые из зала ушли раньше. Можно зафиксировать две большие победы Большого. Первая: никогда прежде за всю современную историю этого театра его спектакль не вызывал такого накала страстей. Публика вопила из партера так, словно на стадионе в момент пробития пенальти. И это на фоне стенаний о том, что русская классическая опера никого не интересует. И вторая победа: никогда еще Большой столь смело не рисковал. Ради этого стоило дожидаться возвращения в старые стены. Театр смог расшевелить публику, в большинстве своем пришедшую поглазеть на чудо-ремонт и выгулять вечерние платья, пишут itogi.ru .


Еще по теме:





НОВОСТИ СЕГОДНЯ НА 445000.RU
Life is Good: сила в правде

На сегодняшний день компания Life is Good переживает не самое лучшее время. Со всех сторон на компанию нападают хейтеры, пытаясь...
Прокуратура Тольятти взяла на контроль расследование по факту пожара на Тупиковом проезде в Тольятти

Прокурором Центрального района г. Тольятти Рамисом Сабирзяновым лично контролируются следственные действия и оперативные мероприятия по факту пожара, произошедшего в ночь...
Опубликован список депутатов Думы г.о. Тольятти VIII созыва

С официальной публикации в газете «Городские ведомости» решений избирательных комиссий об определении результатов выборов начинается отсчёт нового пятилетнего периода тольяттинского...
Широкий круг вопросов был в поле зрения Общественной палаты г.о. Тольятти в 2022 году

На заседании Думы заместитель председателя Общественной палаты Михаил Носорев представил депутатскому корпусу информацию о работе органа общественного контроля в минувшем...
Министр торговли и промышленности Самарской области Андрей Шамин посетил ПАО «ТОАЗ»

Тольятти, 30 августа 2022 г., в рамках рабочей поездки в Тольятти министр торговли и промышленности Самарской области Андрей Шамин посетил...
Срочный микрозайм в МФО: куда обратиться и как оформить

Если вам срочно потребовались деньги, то на помощь придёт срочный онлайн займ. Вам не придётся одалживать деньги у друзей или...
Студентам «ГАПОУ Нит» провели экскурсию на заводе грузовых шин KAMA TYRES

Студенты Нижнекамского индустриального техникума («ГАПОУ Нит») побывали на производстве ЦМК шин KAMA TYRES. В экскурсии приняли участие ребята, которые в...
Дума Тольятти - важный институт народовластия

10 июня 1994 года состоялось первое заседание Тольяттинской городской думы. В состав первого созыва представительного органа местной власти вошли 16...
Главный молодёжный форум Года педагога и наставника в России «Машук» завершен

Всероссийский молодёжный форум «Машук» платформы Росмолодёжь.События завершил свою работу. Более 2 000 участников из 87 регионов за две смены смогли...
Главный нарколог региона: «Токсическое действие алкоголя начинается с первого глотка»

О рисках алкогольной зависимости и роли трезвого образа жизни в сохранении жизни и здоровья рассказал главный внештатный специалист министерства здравоохранения...
Пояс Пресвятой Богородицы в Москве, как попасть?

Пояс Пресвятой Богородицы в Москве, в храме Христа Спасителя. Пребывание его продлено до 27 ноября, после чего он вернется на...
Семинар по Такемусу айкидо в Тольятти

В минувшие выходные, 18 и 19 марта 2023 года в Тольятти прошел очередной обучающий семинар по Такемусу айкидо, организованный Самарской...
В «Жигулевской долине» состоялся Городской турнир по Алтимату

24 июля в «Жигулевской долине» состоялся Городской турнир Тольятти по алтимату – командному виду спорта с летающим диском «фрисби». Соревнования...
Революция обслуживания: как дружелюбность меняет Юг России

В последние годы в России все чаще можно встретить заведения, где используется принцип дружелюбного (friendly) сервиса. Нет определенной дефиниции этому...
В рамках проекта «Школа дистанционных профессий» участникам было предложено 5 курсов

1030 человек в течение 2023 года прошли обучение в Школе дистанционных профессий. Проект реализован НКО «Клуб гражданского образования» при поддержке...