24.04.2010 19:44 ·
Три лика одного города
Город Тольятти принято считать молодым. Однако он является преемником небольшого провинциального Ставрополя, перенесенного в 50-е гг. XX века с территории затопления водами Куйбышевской ГЭС. Только в течение последующих 50 лет Тольятти разросся и приобрёл новые жилые районы. В наше время в городе можно увидеть мирное соседство старинных деревянных домов и элитных многоэтажек. Как воспоминание или напоминание остались нам от старого Ставрополя купеческие дома с замечательной пропильной резьбой, перенесенные из затопляемого города на новое место жительства. Например, дом №97 по Комсомольской улице – бывший дом купца Субботина с 4 высокими окнами. Он перенесён с улицы Посадской, где были расположены самые престижные дома. В глубине частного сектора, в переулке Репина, со-хранился дом мещанки Буяновой, один из старейших в городе. В нем в 1870 г. жил художник Илья Репин с друзьями.
Городской парк
...А на рубеже 50-х Ставрополь только готовился к великому переселению. Спешно возводились первые здания будущего Соцгорода и Портпоселка. Архитекторы и геодезисты вели съёмку местности, разрабатывали первый генплан. Среди прочих забот приходилось решать проблему бездорожья. Особенно трудно было в межсезонье. Левый берег и дорога в Куйбышев были недоступны. Только рано утром и после работы общение берегов обеспечивалось несколькими рейсами небольших самолетов. Вот так, по воздуху, и общались берега. У “Куйбышевгидростроя” было шесть самолетов – конечно, не тяжелых грузовых, а легких, рассчитанных на одного-двух пассажиров. В 1951 г. посадочную площадку и аэродром построили на том месте, где сегодня расположился Горсад (городской парк). Сведений об аэродроме почти не сохранилось. Известно только, что капитальных строений на нем не было, разве что служебная будка, а вместо асфальта на посадочном поле оставался естественный дерн.
Служебный аэродром просуществовал недолго. Уже в апреле 1952 г. Куйбышевский облисполком рассмотрел и одобрил основные положения проекта застройки Нового Ставрополя. Автором проекта был архитектор Ю. Киловатов из Ленинградского филиала института “Гипрогор”. Согласно первому плану “Гипрогора” – позже он неоднократно перекраивался – в городе должна быть районная площадь Пушкина с Домом культуры, универмагом, гостиницей (сейчас это Площадь Свободы) и Центральная площадь с важнейшими административными зданиями. Тогда-то авторы и предложили разместить центр города в виде парка, от него тремя лучами разбегаются главные улицы – Сталина (К. Маркса), Ленина и Промышленная (Победы). Такую классическую планировку и сейчас можно увидеть в Риме, Версале, Петербурге.
Сказано – сделано. Но голый пустырь с остатками растительности – еще не парк. И вот осенью 1958-го местные комсомольцы, не по указке, а по собственной инициативе, дружно взяли в руки лопаты и засадили территорию бывшего аэродрома (11,6 гектара) тополями, кленами и вязами. Позже здесь установили аттракционы, обнесли новый сад бетонной оградой с массивными тумбами. Ограду украсили вазонами с гипсовой лепниной.
В 70-е годы парк вдруг превратился в прекрасную сказку: писатель и художник Виктор Балашов поселил в нем свою коллекцию скульптур из корней и сучков. Сын расстрелянного в 1938 г. дворянина, участник Великой
Отечественной, узник фашистского концлагеря, он сам чудом не попал под репрессии. Спасли свидетели, рассказавшие, что Балашов неоднократно пытался бежать из лагеря и всячески вредил врагам. В наших краях он оказался в середине 50-х, приехал на великую стройку. Природа Жигулей покорила Балашова, он облазил все Жигули, ходил в кругосветку, фотографировал, писал этюды, печатал статьи в защиту природы и книжки для детей. Потом увлекся созданием скульптур из причудливых коряг, привозил их из каждого путешествия по стране и в каждой умел разглядеть то верблюда, то лебедя, то русалку, то вепря... Тогда-то в парке появились длинноногий жираф, рогатый олень, Баба-Яга (совсем не злая) и множество других персонажей. Они стали местной достопримечательностью и даже попали в набор сувенирных открыток Тольятти. К сожалению, не все посетители парка сумели оценить замечательный подарок. За несколько лет местные вандалы полностью разрушили и сожгли всю деревянную красоту.
Автоград: год до юбилея
Следующий год для жителей Автозаводского района – особенный. Новый город готовится праздновать свой сороковой день рождения. Впрочем, о точной дате юбилея можно поспорить, благо история дает богатую пищу и для споров, и для размышлений.
Знаете ли вы, что на месте нынешнего “урбогиганта” изначально планировался скромный пяти-этажный поселок? Так бы и случилось, но судьба Тольятти в середине 60-х снова круто повернулась. Забрезжила новая перспектива – стать автомобильной столицей Поволжья.
За право сооружения автозавода боролись 112 площадок. Выбор пал на Тольятти, причем не последнюю роль в этом сыграл “Куйбышевгидрострой”. Такой мощной строительной организации могла бы позавидовать и столица. В то время ее возглавлял Николай Семизоров.
Одновременно с заводом разрабатывали жилой район для строителей и будущих работников. Для этого пришлось пожертвовать пашнями колхоза “Россия” и совхоза им. Степана Разина – почти 9 тысяч гектаров. Теперь архитекторам-проектировщикам представилась уникальная возможность реализовать свои представления о городе-мечте, создать его на новом, “чистом” месте. Энтузиастов искать не пришлось. Над проектированием “города будущего” работало целых 27 научно-исследовательских и проектных организаций. Генеральным проектировщиком стал институт ЦНИИЭП жилища под руководством известного архитектора Бориса Рубаненко (Их общий труд был вознагражден Государственной премией). 31 октября 1967 г. бригада Валентина Павлова заложила фундамент первого дома (сегодня это дом № 37 по ул. Свердлова) в первом квартале будущего Автозаводского района Тольятти. “Событие века” обставили пышными церемониями. Например, закатали в стальную капсулу “Послание к жителям города 2017 г.” и поручили Герою Соцтруда Марфе Шубиной уложить ее в фундамент дома.
С первых дней вокруг Автограда хороводом закружились эпитеты “передовой”, “прогрессивный” и “новаторский”. И даже – “эталон градостроения”. Поспорим с этим? Вряд ли стоит. Что бы теперь ни говорили знатоки о тогдашних дизайнерских промахах – в те времена разработки создателей Автограда действительно были революционными.
Прежде всего, проектировщики заявили решительное “нет” времянкам. Ни одного барака, ни одной “щитовки”! Это было неслыханным шагом. До того любое крупное строительство начиналось с бараков. Так вот, эту проблему строители Автограда решили. Вместо неряшливых барачных поселков в Новом городе сразу стали расти удобные многоэтажки и, одновременно с ними, – школы, магазины, поликлиники, столовые, спортплощадки и парикмахерские.
Тольятти должен был стать тем самым “белым городом”, о котором пела София Ротару. В облике зданий действительно преобладал белый цвет с небольшими цветовыми вставками. Фасады домов, украшенные таким образом, даже имели свои названия: вертикальный, “гребенка”, ленточный, бубличный. Чтобы избежать монотонности, изощрялись в способах отделки: стеклянная и керамическая плитка (цветная глазурованная и метлахская чехословацкая), специальная плитка “кабанчик” (для фундаментов), мозаика, анодированный алюминий, цветное армированное стекло, гранит, мрамор, известняк, травертин, акмигран... Внутри дома стремились благоустроить по последнему писку моды: снабжали лифтами, мусоропроводами, встроенной мебелью, лоджиями вместо тесных балконов. На зависть соседям тольяттинцы наслаждались моющимися румынскими обоями и топали босиком по утепленному линолеуму. Кроме того, Автоград был вторым в Советском Союзе после Зеленограда городом, где в домах вместо газовых устанавливали электроплиты.
И, конечно, город-эталон должен был стать городом-садом. Проектировщики проложили в нем зеленые скверы и невиданно широкие бульвары. Самые первые бульвары действительно затмевали любой парк изобилием лавочек, детских площадок и тенистых деревьев. Количество насаждений приравнивало Тольятти к курортному городу, и пораженные гости пели дифирамбы “степному оазису”. “Первый раз увидела его из окна автобуса, – вспоминает жительница Чапаевска Нина Прохорова. – День был пасмурный, мы ехали через поля, и вдруг пробился лучик солнца и осветил вдали прекрасные белоснежные строения. Показалось даже, что ажурные. Они сверкали, как ледяные вершины гор, и были похожи на инопланетные города, о которых я любила читать в детстве”.
И немного – о Кунеевке
Самый маленький и самый уютный район Тольятти – Комсомольский. В нем, как в деревне, все друг друга знают. Может быть потому, что Комсомольский район некоторым образом явился преемником деревни Кунеевка, располагавшейся в окрестностях старого Ставрополя.
Три лика одного города
По материалам журнала “Самарская губерния”
НОВОСТИ СЕГОДНЯ НА 445000.RU
| Life is Good: сила в правде
На сегодняшний день компания Life is Good переживает не самое лучшее время. Со всех сторон на компанию нападают хейтеры, пытаясь...
|
|
|
|
|
| 17.11.2011 09:03 С днем студента
Смех без причины признак не оконченного высшего образования.
Диплом позволяет...
|
| 15.11.2011 00:23 Никифоровна
Дима Чеков ( Никифоровна )
21 августа, в ДТП...
|
|
|