445000.ru - индекс Тольятти

06.09.2010 15:05 · Игорь Комаров:"Год назад далеко не все считали, что сохранить АвтоВАЗ реально"

Когда в августе прошлого года Игорь Комаров возглавил АвтоВАЗ, конвейер завода простаивал уже почти месяц. Новый менеджмент сразу заявил, что спасти предприятие без массового сокращения персонала и масштабной госпомощи нереально — и та и другая просьбы были услышаны правительством. Спустя год Игорь Комаров говорит уже об очередях на автомобили Lada, правда, не пытаясь приписывать себе эту заслугу: спасибо государственной программе утилизации. Что можно считать его собственными достижениями на посту президента АвтоВАЗа, ИГОРЬ КОМАРОВ рассказывает в интервью корреспонденту РБК daily ЕВГЕНИИ СЕРГИЕНКО.

— Ожидали ли на АвтоВАЗе, что государственная программа утилизации так сильно поможет продажам завода?

— Да, мы ожидали, что программа утилизации нам серьезно поможет, и предполагали, что будем основным ее бенефициаром. Но не предполагали, что в таком масштабе. Когда программа начиналась, мы планировали производство на март, и тогда были серьезные риски, потому что АвтоВАЗ в январе установил антирекорд — продал порядка 17 тыс. автомобилей. В феврале сделали прогноз производства — 38 тыс. на март, и это было серьезное решение — наши партнеры по альянсу сомневались. И в марте мы уже продали порядка 38 тыс. машин. Программа утилизации нам сильно помогла: мы стали одними из немногих, кому удалось за несколько месяцев в разы увеличить объемы производства и продаж.

— Многие дилеры АвтоВАЗа жалуются, что Мин­промторг не выплачивает компенсации за утилизационные премии. Решает ли завод каким-то образом эти проблемы дилерских центров?

— С начала программы было понятно: задержка по выплатам может занять до двух месяцев, так как дилер должен подготовить документы, отправить в Минпром­торг, министерство должно сверить данные, потом отправить их в казначейство, а оно, в свою очередь, — переслать деньги дилерам. Участие АвтоВАЗа в том, что мы взяли на себя фактически кредитование дилеров: проданный дилерам автомобиль — это беспроцентная ссуда от АвтоВАЗа, ведь это мы ждем от дилера те самые 50 тыс. руб., которые ему должен перечислить Минпромторг. Сейчас цена ожидания в нашем платежном балансе и составляет более 3 млрд руб.

Также мы смогли в двух десятках наших салонов организовать утилизацию и снятие с учета старой машины, регистрацию и продажу нового автомобиля — все в одном месте. Просто изначально никто не думал, что выстроятся тысячные очереди желающих приобрести автомобиль. А мы не можем удовлетворить ажиотажный спрос в один день. Ко всему прочему, мы, кстати, еще и все расходы по перевозке автомобилей на утилизацию взяли на себя.

— Вы не боитесь, что по окончании утилизационной программы рост продаж автомобилей Lada упадет?

— Мы уже видим, что ажиотажный спрос по госпрограмме утилизации спадает, но мы ничего не боимся. Есть определенные риски. Опыт Германии, других стран Европы и Америки показывает, что после окончания программ утилизации происходит падение производства, обусловленное снижением спроса. Надо правильно оценить ситуацию и вовремя реагировать. Два этапа госпрограммы утилизации обеспечивают АвтоВАЗу полную загрузку конвейера до середины следующего года. Сегодня мы видим — спрос превышает возможности производства автомобилей, и надеемся, что прогноз состояния развития нашей экономики верен и такая ситуация сохранится и во второй половине 2011 года, в конце которого мы выводим на рынок Lada Granta — новый бюджетный автомобиль АвтоВАЗа, он постепенно заменит вазовскую “классику” и Lada Samara. АвтоВАЗу важно обеспечить объемы производства и нормальную работу предприятия до того времени, как будет полностью обновлен модельный ряд.

— С какими проблемами столкнулся АвтоВАЗ со стартом утилизационной программы?

— С ажиотажным спросом и необходимостью увеличения в разы объема производства, еще надо было помочь реорганизовать работу нашим поставщикам. Когда стартовала госпрограмма утилизации, мы должны были максимально увеличить выпуск машин в минимальные сроки. При этом надо было учесть: если программа закончится в сентябре—октябре, будет резкое падение спроса, сразу в два-три раза. Сейчас у нас очередь и на автомобили по программе утилизации, и по коммерческим продажам.

— Сейчас на автомобильном рынке ажиотаж. Машин не хватает, люди ждут по несколько месяцев. Хватает ли заводу рабочих, которых вы оставили (70 500 человек)? Планируете ли в будущем вновь увеличивать штат?

— Не думаю, что мы будем серьезно увеличивать штат до начала работы новой линии по производству автомобилей на платформе B0. На АвтоВАЗе сейчас практически в полном объеме работают три линии конвейера и одновременно модернизируется линия для B0, которая впоследствии обеспечит выпуск дополнительных 300 тыс. автомобилей. Запускать эту линию мы будем в 2012 году. Поэтому сейчас у АвтоВАЗа нет потребности в резком увеличении штата. Мы не стоим на месте — идет процесс выделения профильных и компонентных производств, создаем СП со стратегическим партнером по производству пластика — тех изделий, которые будут выпускаться в периметре АвтоВАЗа. Еще выделяем колесное производство, собираемся также выделить инструментальное производство и производство технологического оборудования. Кроме традиционных производств двигателей, коробок передач, штамповки, окраски, сборки и сварки есть еще колоссальное количество других необходимых технологических процессов. Сейчас идет поиск партнеров и инвесторов для их реорганизации.

Будем и продавать некоторые производства, только после обязательной оценки экономической целесообразности и эффективности этого шага. В связи с этим количество сотрудников АвтоВАЗа будет уменьшаться. При этом вместе с партнерами по альянсу Renault—Nissan мы сейчас разрабатываем программу по общему изменению системы производства, по оптимизации и улучшению всех процессов (сборки, окраски и др.).

— Весной металлурги подняли цены на свою продукцию. Будете ли вы продолжать переговоры о снижении цены?

— Наш контракт с металлургами, определяющий формулу цены, действует до конца этого года. В ближайшее время переговоры возобновим — нам нужен контракт на следующий год. Надеемся на лучшие и благоприятные условия.

— Как сейчас обстоят дела у АвтоВАЗа с поставщиками? Ведь в прошлом году ваши поставщики грозились прекратить отгрузку деталей, если не будут погашены долги.

— У нас была большая долговая нагрузка — понятно, она возникла из-за того, что были запланированы совершенно другие объемы производства комплектующих. И при снижении в три раза производственной программы АвтоВАЗа в прошлом году поставщики ушли в убытки. В этом году, с одной стороны, пришлось колоссально напрячься, увеличив производственную программу, но с другой — из-за увеличения объема те из поставщиков, кто с ней справился, почувствовали себя лучше. Финансовая ситуация по тем поставщикам, которые остались живы — а живы практически все, — существенно улучшается.

— Год назад ГК “Ростехнологии” предоставила Авто­ВАЗу заем на год. Планируется ли продлевать кредит?

— Он продлен до конца следующего года.

— В конце августа исполнился год, как вы возглавляете АвтоВАЗ. Каковы итоги?

— Год был непростой, но позитивный. Надеюсь, что первую и острую фазу мы прошли. И самый главный итог — то, что сегодня значительно больше людей начинает по-другому относиться к нам, верит в то, что на АвтоВАЗе возможно сделать многое. Год назад далеко не все считали, что сохранить АвтоВАЗ вполне реально. На мой взгляд, меняется отношение у работников завода и менеджеров. У наших партнеров, коллег и поставщиков появляется готовность конструктивно с нами сотрудничать. Да, еще есть негатив, но люди начинают доверять АвтоВАЗу.

— Какими были для Авто-ВАЗа основные риски?

— Когда альянс и правительство России анализировали программу развития АвтоВАЗа, они считали, что основной риск — это именно первые два-три года до обновления модельного ряда и проведения модернизации. Самый первый год считался самым рискованным, но он стал для нас лучше, чем мы планировали. Риски начали снижаться.

— По вашим оценкам, недельный простой в августе, связанный с жарой, принес заводу убытки в размере 500 млн руб. Как планируется компенсировать?

— Частично — объемом производства, но думаю, что полностью этот простой мы компенсировать не сможем. Недополучение прибыли связано с тем, что мы понесли дополнительные затраты: платили людям заработную плату, и никто не будет бесплатно работать неделю, чтобы компенсировать простой. Это потраченные деньги, но сохранение работоспособности, а главное, здоровья людей не измеряется деньгами.

— Недавно вышло постановление правительства о создании ОЭЗ в Самарской области. Планируется ли на заводе сотрудничать с резидентами этой зоны?

— Безусловно, уже формируем предварительные списки. Параллельно идут два процесса: номинация поставщиков на бюджетный автомобиль Lada Granta и на R90. Чтобы создать СП, наши поставщики должны быть номинированы на те автокомплекты, которые они будут поставлять АвтоВАЗу, должны выполнить требования по качеству и цене предполагаемой поставки. Итоги номинации АвтоВАЗ объявит в ближайшее время. Реализовывать свои планы по созданию СП мы будем только после того, как поставщики выполнят наши требования, а не наоборот.

— Недавно появилась информация, что АвтоВАЗ ведет переговоры с компанией Ricardo о создании электрокара специально для Олимпийских игр-2014. Действительно ли это так? Может быть, вы ведете переговоры и с кем-то другим?

— Надо понимать, что номер один и номер два в автопроме по электрокарам — это наш альянс. Ricardo — наш партнер по ряду разработок, но подробно говорить о них еще рано.

— В конце января АвтоВАЗ пообещал устроить распродажу непрофильных активов. Почему завод неоднократно переносил дату аукциона? Может быть, вы решили какие-то объекты оставить себе?

— Нет, будем продавать все, что решили. Но я не исключаю, что рассмотрим вопрос о том, чтобы оставить, к примеру, базу отдыха для наших сотрудников и рабочих. Подчеркиваю: такое решение пока не принято. Мы хотим сделать все абсолютно чисто, прозрачно и понятно. Из этого следует, что нам нужно время. Думаю, мы слегка переоценили рынок недвижимости: сегодня реализовать наше большое желание продать быстро и дорого практически нереально. Не исключаю, что стоимость некоторых объектов нам придется пересмотреть.

— Будете ли в ближайшее время повышать заработную плату рабочим?

— Как мы работали с профсоюзом во время кризиса? Собрали директоров производств и представителей профсоюза, рассказали о ситуации: продажи упали в три раза, нет ни денег, ни возможности производить больше, чем продаем. В начале 2009 года на складе было 120 тыс. автомобилей, а всего к этому моменту АвтоВАЗ произвел порядка 300 тыс. машин. И спросили у профсоюза, что будем делать: сокращать зарплату или людей? Вопрос стоял так: либо идем ко дну все вместе, либо пытаемся выныривать. И, конечно, пока выныриваем, мы не можем себе позволить повышать заработную плату. Наша задача — выйти на прибыль, иначе откуда брать деньги? В прошлом году в нашем бюджете предусматривалось 9,8 млрд руб. на соцрасходы, в 2010-м эта сумма была сокращена до 1,6 млрд руб. Разумеется, как только экономическая ситуация на предприятии позволит, мы вернемся к обсуждению с профсоюзом АвтоВАЗа социальных вопросов.

— Две дочерние компании АвтоВАЗа — “АвтоВАЗ-Перспектива” и “Реформинг-Центр” — существуют до конца года. А что дальше будет с рабочими, которые перешли в эти “дочки”?

— Будут создаваться рабочие места в городе и области.

— Планируется ли в ближайшем будущем повышать объемы производства?

— Наш производственный план уменьшился из-за простоя в августе, когда мы неделю не работали из-за жары и пожаров. Сейчас могу сказать одно: мы продаем все, что производим, — ограничены только производственными возможностями. Также надо понимать: в 2009 году, как я уже говорил, объем производства АвтоВАЗа ( Тольятти ) упал в три раза, мы жестко рекомендовали дилерам не повышать цены, и все наши поставщики вынуждены были принять меры антикризисного регулирования. Сейчас мы за два-три месяца более чем в два раза увеличили объем производства. Многие коллеги не верили, что это возможно. Оцените титанический труд менеджеров и трудового коллектива АвтоВАЗа, наших поставщиков, которые смогли, соответственно, увеличить объемы производства и поставок комплектующих.

— Как планируете закончить 2010 год? В начале вы прогнозировали, что уже во второй половине выйдете на безубыточный уровень.

— Наш план — в этом году выйти на операционную прибыль. Эту задачу поставили акционеры, совет директоров — и я думаю, мы ее выполним. По итогам первых семи месяцев этого года АвтоВАЗ получил 71,5 млрд руб. выручки и чистую прибыль в размере 24 млн руб. (потому что если за первые полгода у нас был убыток 612 млн руб., то чистая прибыль за июль составила 636 млн руб.). Есть факты, которые негативно влияют на работу, — например, металлурги сильно “помогли”, повысив цены, мы продолжаем выплаты процентов по кредитам. Но благодаря госпрограмме утилизации, думаю, продадим больше, чем планировали, где-то на 140 тыс. автомобилей. Мы собирались продать в этом году около 480 тыс. машин, но пересмотрели свой прогноз — попробуем до конца года реализовать порядка 580 тыс. Lada.Игорь Комаров родился в 1964 году в городе Энгельсе Саратовской области. В 1986 году окончил Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова по специальности “экономист”. С 1987 по 1992 год прошел службу в Вооруженных силах. С 1992 по 2002 год работал на руководящих должностях в банковской сфере: первым вице-президентом Инкомбанка, первым вице-президентом Национального резервного банка, заместителем председателя правления Сбербанка России.

С 2002 по 2008 год занимал должность замгендиректора ГМК “Норильский никель” по экономике и финансам. С октября 2008 года был исполнительным вице-президентом АвтоВАЗа и также занимал должность советника гендиректора госкорпорации “Ростехнологии”. С 29 августа 2009 года назначен президентом АвтоВАЗа.


Еще по теме:





НОВОСТИ СЕГОДНЯ НА 445000.RU
Life is Good: сила в правде

На сегодняшний день компания Life is Good переживает не самое лучшее время. Со всех сторон на компанию нападают хейтеры, пытаясь...
Прокуратура Тольятти взяла на контроль расследование по факту пожара на Тупиковом проезде в Тольятти

Прокурором Центрального района г. Тольятти Рамисом Сабирзяновым лично контролируются следственные действия и оперативные мероприятия по факту пожара, произошедшего в ночь...
Опубликован список депутатов Думы г.о. Тольятти VIII созыва

С официальной публикации в газете «Городские ведомости» решений избирательных комиссий об определении результатов выборов начинается отсчёт нового пятилетнего периода тольяттинского...
Широкий круг вопросов был в поле зрения Общественной палаты г.о. Тольятти в 2022 году

На заседании Думы заместитель председателя Общественной палаты Михаил Носорев представил депутатскому корпусу информацию о работе органа общественного контроля в минувшем...
Министр торговли и промышленности Самарской области Андрей Шамин посетил ПАО «ТОАЗ»

Тольятти, 30 августа 2022 г., в рамках рабочей поездки в Тольятти министр торговли и промышленности Самарской области Андрей Шамин посетил...
Срочный микрозайм в МФО: куда обратиться и как оформить

Если вам срочно потребовались деньги, то на помощь придёт срочный онлайн займ. Вам не придётся одалживать деньги у друзей или...
Студентам «ГАПОУ Нит» провели экскурсию на заводе грузовых шин KAMA TYRES

Студенты Нижнекамского индустриального техникума («ГАПОУ Нит») побывали на производстве ЦМК шин KAMA TYRES. В экскурсии приняли участие ребята, которые в...
Дума Тольятти - важный институт народовластия

10 июня 1994 года состоялось первое заседание Тольяттинской городской думы. В состав первого созыва представительного органа местной власти вошли 16...
Главный нарколог региона: «Токсическое действие алкоголя начинается с первого глотка»

О рисках алкогольной зависимости и роли трезвого образа жизни в сохранении жизни и здоровья рассказал главный внештатный специалист министерства здравоохранения...
К реализации социального проекта «Круг заботы» приступают в Тольятти

В рамках комиссии по социальной политике Думы г.о. Тольятти 16 мая 2023 года депутаты заслушали доклад об уникальной практике работы...
Пояс Пресвятой Богородицы в Москве, как попасть?

Пояс Пресвятой Богородицы в Москве, в храме Христа Спасителя. Пребывание его продлено до 27 ноября, после чего он вернется на...
Семинар по Такемусу айкидо в Тольятти

В минувшие выходные, 18 и 19 марта 2023 года в Тольятти прошел очередной обучающий семинар по Такемусу айкидо, организованный Самарской...
В «Жигулевской долине» состоялся Городской турнир по Алтимату

24 июля в «Жигулевской долине» состоялся Городской турнир Тольятти по алтимату – командному виду спорта с летающим диском «фрисби». Соревнования...
Революция обслуживания: как дружелюбность меняет Юг России

В последние годы в России все чаще можно встретить заведения, где используется принцип дружелюбного (friendly) сервиса. Нет определенной дефиниции этому...
В рамках проекта «Школа дистанционных профессий» участникам было предложено 5 курсов

1030 человек в течение 2023 года прошли обучение в Школе дистанционных профессий. Проект реализован НКО «Клуб гражданского образования» при поддержке...