04.08.2007 15:02 · Аномальные явления: факты и размышления. Часть 2

Каменная Чаша Жигулей.

Парадоксален не сам факт наличия аномальных явлений и аномальных мест в Самарской Луке – наоборот, было бы странно, если бы их там не было. Парадоксально, что места, которые, в принципе, совершенно обычны, с нулевым показателем по “шкале аномальности”, вдруг начинают обладать непреодолимой притягательностью для людей и становятся культовыми.

Один из наиболее ярких примеров такого культового места, родившегося буквально на глазах одного поколения людей, – это Каменная Чаша.

Место, что и говорить, красивейшее и интересно хотя бы тем, что родников на Самарской Луке крайне мало. Но до поры до времени оно привлекало лишь туристов. А потом, в начале 90-х годов, случилось то, что сделало Чашу объектом паломничества. Журналистское расследование этого процесса, фактически завершенного к 1997 году, провел Александр Шмыгов, в то время – корреспондент газеты “Презент”. Ему и слово.

“Пришлый человек (родители привезли меня в Тольятти в 1973 году), я не слишком хорошо знаю свой город и земли, его окружающие. А хочется знать как можно лучше. Поэтому, когда я услышал о неком урочище с красивым названием Каменная Чаша и о бьющем в тех местах источнике (разные люди называют его по-разному – святым или чудотворным), мне непременно захотелось там побывать. Подогрела интерес к поездке вдруг обнаруженная мной широкая известность урочища в узких кругах уфологов, краеведов, экологов и целителей.

Обычная поездка в необычное место

В Каменную Чашу мы – я, редактор Константин Присяжнюк и в качестве провожатой Татьяна Макарова – поехали как-то спонтанно. Все три часа пути обменивались своей информацией по урочищу и Луке. Говорили в основном о Луке. Днем раньше мне удалось перечитать подборку статей из архива уфологов – почти все, что писала самарско-тольяттинская пресса о заповедном уголке волжской земли за последние пять лет. Собранная воедино.

Разрозненная во времени и по изданиям информация привела к стойкому убеждению, что действительно подобных мест на всей Земле не так много. Уникальное разнообразие флоры и фауны: рядом растут и южные пирамидальные тополя, и северные карликовые дубы, тут тебе и субтропики, и тундра.

Под стать окружающей среде люди. Удивительным образом бок о бок оказались здесь представители взаимоисключающих религиозных сект, тайных верований и апокрифических учений. Легенды, предания, были повествуют о не совсем обычных явлениях – обычном деле для Луки. Многие и много пишут о Самарской Луке. Воистину, она – наше богатство и наш крест, наша гордость и наша ответственность.

О Каменной Чаше, насколько мне удалось выяснить, в прошлые голы, пресса молчала. Вернее, было одно упоминание, связанное с экспедицией тольяттинских уфологов в ширяевские штольни (история этих таинственных сооружений также интересна и заслуживает отдельного рассказа). В статье мимоходом рассказывалось о некой старушке, которая буквально на пристани подошла «к экспедиторам и порекомендовала посетить некую Каменную Чашу. Тогда наши земляки только отмахнулись, мол, нет там ничего интересного. Вряд ли кто из них мог бы представить себе, что спустя несколько лет паломники хлынут в урочище рекой...

Скажу прямо, ничего особо выдающегося в Каменной Чаше мы не увидели. Мало-мальски интересные моменты посещения запечатлены на видеопленку и засняты фотоаппаратом, но и без них все так и стоит перед глазами... Предальпийская долина с удивительной нетронутой растительностью и кристально чистым воздухом (кстати, она-то и является тем, что называется Каменной Чашей).

Деревянная беседка с резными автографами путешественников, что разместилась внизу, у самого конца самодельного, из половинок проржавелых труб, стока. Узкая тропинка вверх, к источнику, под плотно сомкнувшимися ветками деревьев. Сам родник, бьющий из расщелины в обнаженной скале. Родник как родник. Вода, как и подобает родниковой воде, холодная и вкусная... И только гранитный лик Николая Чудотворца.

Мраморная доска с указанием на святую принадлежность источника да надтреснутая от древности иконка (лет сто назад была написана она убогим – без ног, без рук – мастером из села Утевка, а не так давно ее принесли к источнику новокуйбышевские ребята) свидетельствовали, что место это не такое уж обычное…

Губский
Виктор Петрович Губский – целитель в нашем городе известный. Но нам он интересен прежде всего как инициатор установки того самого гранитного лика у источника в Каменной Чаше. Я встретился с Губским буквально на следующий день после поездки.

Виктор Петрович очень трепетно относится к Каменной Чаше. И не только потому, что находящийся там источник, по его убеждению связан с именем Николая-Чудотворца, самого почитаемого на Руси святого. По мнению Губского, бьющий в урочище родник даже не святой, а чудотворный, то есть способный не только на лечебное воздействие, но и на чудесные (мгновенные) исцеления. Сам он свидетелем таких случаев не был, но слышал рассказы, впрочем, больше похожие на предания.

Вообще, со святыми источниками не все так просто. Чтобы набранная в них вода приносила пользу и оказывала на вас благотворное воздействие, нужна особая подготовка, нужен особый настрой. Более того, как выяснилось, бывают источники со специализациями, с Воздействием на определенные органы, и надо знать, что вы можете от них ожидать. Поэтому, прежде чем отправляться в дальнюю дорогу, православные ходят в церкви, ставят свечки, молят своих Святых о помощи и делают много чего еще, что полагается в каждом конкретном случае.

Проведенный Губским ликбез разочаровал меня, испившего накануне святой водицы, ведь мы поехали в Каменную Чашу без консультаций со знатоками, без особой цели и соответствующей подготовки. Так что с надеждами на что-либо сверхъестественное пришлось распрощаться. Осталось утешиться тем, что и вреда вода не принесет.

Но не одним источником богата Каменная Чаша. Ко всему прочему это место в высшей степени аномальное. По словам Губского, неподалеку от источника можно найти такие участки, где человека бросает в холод или же его тело сотрясают странные вибрации. Да, знать бы обо всем этом заранее…

Тюнин
Если в невероятно скорой встрече с Губским я никакой мистики не усмотрел, то обстоятельства, благодаря которым я узнал о центре “Новый век – Жигули”, иначе как мистическими не назовешь. Случилось это в субботу, накануне отъезда. Никогда я не обратил бы внимания на это неприметное рекламное объявление в “Презенте», а тут черт дернул меня прочитать, что некий центр организует туристические маршруты по различным святым источникам нашей губернии, среди которых значилась и Каменная Чаша. Взяв эту информацию на заметку, я решил, что обязательно разыщу людей из центра, но после поездки в Чашу.

Центр “Новый век – Жигули» своей деятельностью, которую считает в большей степени просветительской, занимается с апреля 1995 года. Тогда же была проведена первая организованная экскурсия в те места с показом святого источника и интересным рассказом о его истории. С тех пор один-два раза в месяц заинтересованные тольяттинцы и гости города едут на автобусе в Ширяево, а затем пешком добираются в урочище, где дышат чистым воздухом и заряжаются энергией окружающего их великолепия.

Юрий Николаевич Тюнин, глава центра, знает о Чаше еще со школьной скамьи. Сам Юрий Захаров (тот, что погиб, спасая тонущих людей, и в память о котором проводится туристский слет у Молодецкого кургана) водил в урочище школьников. Ныне много повидавший и много узнавший преподаватель политехнического института {химик по образованию) имеет на многое, что окружает Каменную Чашу, свой взгляд.

О том, почему источник считается ключом именно Николая Чудотворца, Юрий Николаевич рассказывает как-то услышанную старинную легенду. Еще за много лет до революции напугали жительницу Ширяева бандиты, испуганная женщина обратилась за помощью к святому Николаю, который и спас женщину. С тек пор ширяевские женщины особо почитают спасителя, а местные 6абки-читалки посвящают ему тайные обряды. Ну а источнику, что оказался в доступном месте неподалеку от ведущей в Солнечную Поляну дороги, наверное, просто, так сказать, повезло: окрестные жители признали его святым.

Кстати, есть у Тюнина и своя гипотеза по поводу святой воды. Ввиду своей химической подкованности он не испытывает иллюзий по поводу ее особых качеств. Отличительным особенностям святой воды он дает научное объяснение: чистая от того, что отфильтровалась по дороге на волю, слабощелочная по составу, оказывает лечебное действие на пищеварительную систему, подобно соде, вымывая грязь из кишечника; вкусная от того, что, как и молоко, содержит кальций, но без жира, не портится в течение пяти дней из-за ничтожно малого содержания серебра.

Вообще, два других источника Чаши, о которых знают, но к которым почти никто не ходит, общепризнанно более сильные и с более вкусной водой. Однако находятся они в местах не столь доступных.

Больший интерес для Тюнина представляет даже не сам источник, а туристская полянка, что находится тут же в урочище. Там и батарейки заряжаются, и картофель крупный урождается, и пчелы мед лечебный откладывают, а люди с повышенной чувствительностью (не любят они, когда их называют экстрасенсами} видят в полянке некий особый шарм. Вот только руки не доходят до детальных исследования аномальной полянки.

Макарова
Разговор с Татьяной я специально оставил напоследок, решив, что она вполне может выступить экспертом по этой проблеме. Признаюсь, то, что я узнал от нее, стало для меня большой неожиданностью.

Оказывается, топьяттинские уфологи впервые посетили те места еще в 1992 году. Вообще-то, ходили они в Чарокайское урочище, что простерлось по южной границе заповедника. Вызвана была экспедиция слухами о вещах необычных, что творятся в Самарской Луке. Подлили масла в огонь легенды, вполне официально опубликованные в областных печатных изданиях.

Уже во время похода свидетельства егерей и лесников подтвердили где-то как-то услышанное: в самом деле, видели светящиеся столбы длиной до 2-3 километров и шары над заповедником. Рассказали местные жители и о Каменной Чаше и ее необычном роднике. Как оказалось, заново открытый источник стал самой ценной находкой экспедиции. Затем была экспедиция 1993 года, получившая освещение в тольяттинской прессе.

И хотя упоминания названия урочища в газетной статье не было (когда я читал этот материал, то также никоим образом не связал описанную аномальную зону со смутными видениями с Каменной Чашей), люди пошли в Самарскую Луку, а найти почитаемый местными жителями источник было делом техники. Косвенно все свидетельствует об именно таком развитии событий: иконы, городские паломники, экспедиции, экскурсии – все появилось в последние два-три года. – На наших глазах родился культ, – уверена Татьяна. – Это обычное дело. Так было, есть и будет. Порой культы рождаются на пустом месте, специально для привлечения людей к каким-то местам с какой-то конкретной целью, далеко не всегда благородной. В нашем же случае все выступает за нас: девственная и удивительно красивая природа, богатая и таинственная история края, обилие легенд и предании. Есть где разгуляться фантазии. Единственное, что от нас требуется. – это по-человечески отнестись к заповедным местам...

Будущее урочища Каменная Чаша видится достаточно перспективным. Правда, видится оно разными людьми по-разному. Тюнин и Макарова считают, что если мы в ближайшее время не остановимся, то сметем зыбкий утолок пока еще не изгаженной человеком природы.

Эти опасения не беспочвенны. По выходным дням к источнику не пробьешься, в очередь дачники-туристы стоят за святой водицей. Нужно, по мнению Юрия Николаевича, ограничить доступ в урочище, сделать посещения более цивилизованными (платными) и запретить что бы то ни было возводить в непосредственной близости от источника.

Несколько по-иному представляется будущее урочища Губскому, а также энтузиастам и местным властям из близлежащих поселков Ширяево и Богатырь. Они считают, что у источника обязательно должна быть возведена часовня в честь Николая Чудотворца (Уже есть – прим. 445000.ru). Еще дальше идут планы областного руководства, имеющего намерения проложить через урочище асфальтовую дорогу. Какой план вам больше по душе?

По прошествии лет стало понятно, что в эти годы обязательно должен был появиться подобный культ. Каким бы технократичным ни было наше общество, связь с природой остается одним их тех элементов, которые обеспечивают его устойчивость. А вода, реки, родники всегда имеют особое место в человеческом сознании. И если бы не Чаша, то выбрали бы любой другой источник. Или был бы откопан… Вот, например, какая заметка появилась в газете “Площадь Свободы”. Слово ее автору, Юлии Винокуровой.

В конце двадцатого века умудренное жизненным опытом человечество абсолютно уверено, что все чудеса и легенды появились на свет очень давно. Даже не вчера и уж точно не сегодня. Все чудодейственные места, как говорится, на своих местах. Я хочу рассказать о том, как легенда рождается буквально на глазах.

Одна тольяттинка, назову ее Верой, несколько раз видела сон. Как будто идет она по оврагу, опускается на колени и выкапывает прямо руками в сырой рыхлой земле источник…

Проснувшись под впечатлением увиденного, не с первого раза она засобиралась на противоположную сторону Волги, чтобы найти заветное место в овраге. Еще дома у нее разболелись ноги так, что идти – сил нет. Но сон казался таким реальным. “Вдруг он вещий?” – думала Вера.

Она добралась на попутке через поле и спустилась по оврагу. Никаких признаков воды. Сыро только. Прошла еще. Остановилась, прислушалась. Журчит где-то ручеек. Прямо руками, как во сне, Вера стала копать грязь. И нашла, очистила родничок. Потом принесла с соседнего поля камни, обложила источник. Разогнулась – чувствует: боль в ногах ушла. Подняла голову – в синем небе огромный крест из облаков.

Спустя некоторое время Вера снова побывала в том месте. Заметила, что к роднику уже ведет еле заметная тропка. Встретила возле него семью: “Попробуйте, какая здесь вкусная водица”, – пригласила женщина Веру.

Во рту от воды родника остается слабый металлический привкус. Вера принесла пробу знакомым лаборанткам. Никаких отклонений в воде не нашли.

Рассказывала Вера о чудесном сне и находке отцу Валерию, настоятелю Преображенского храма. На днях он вместе с матушкой собирался посетить источник, местонахождение которого Вера до времени хранит в тайне.”

Не подумали ли вы, что подобной любовью к родниковой воде отличаются только местные жители? Если не подумали, то вы совершенно правы. Те, кто стоят за уфо-фактором (позднее мы более подробно поговорим об этом) и показывают людям подобные указывающие сновидения, они формируют и поддерживают наши социальные и религиозные движения. Эти движения иногда приобретают характер социальных и религиозных культов. А любой культ нуждается в атрибутах и значимых для культа местах (будь это объект природы или культуры – неважно).

Атрибуты могут быть самыми разными: найденные по подсказке “свыше” доски с письменами, родник на пустом месте, откопанный по указке “свыше”, и что угодно другое.

Вот и получается, что наши местные события как нельзя лучше вписываются в общемировой контекст социального влияния уфо-фактора.

Макарова Т.В.
‘’Тольятти: хроники аномальных явлений, факты и размышления.’’

при участии Н.И.Макаровой, Н.А.Гусева, А.И.Статенина