01.08.2007 17:53 · ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЗАПОВЕДНИКА

Физико-географическое своеобразие природного комплекса заповедника достаточно подробно отражено в предыдущих разделах. Поэтому здесь есть необходимость сказать несколько слов об историко-культурной ценности заповедника. До ХIII века территория Самарской Луки входила в состав Волжской Болгарии. В районе нынешнего села Валы сохранились погребенные остатки болгарского города, условно называемого Муромским городком. В результате нашествия Батыевых орд все болгарские поселения на Самарской Луке были уничтожены.

Однако здесь сохранились мордовские и чувашские поселения, временами Самарской Луки достигали башкирские кочевья.

Покрытая лесом резко пересеченная территория современного заповедника в древности не была удобна для заселения человеком, и ближайшие старинные села располагались по крупным долинам (Ширяево – в устье Ширяевской, Моркваши – в устье Морквашинской, Бахилово – в верховьях Отважненской долины.

В силу своей обособленности Жигули издавна использовались как место сокрытия людьми, находившимися “в оппозиции” к властям. В ХVII веке в Жигулях существовала так называемая “Жигулевская вольница”, промышлявшая разбоем на Волге. Во время восстания Степана Разина Жигулевская вольница естественно примкнула к восставшим. С разбойными временами связаны многие местные топонимы: Степкина гора, Стрельная гора (с нее простреливалось, то-есть просматривалось, течение Волги на протяжении более 40 верст, что давало большие преимущества для разбойников, грабивших суда), Воровской овраг, Молебный овраг, утес Шелудяк (по имени соратника Разина).

После разгрома Разинского восстания Жигулевская вольница не прекратила свое существование, но к разбойному промыслу добавился вполне мирный, хотя и не менее богатырский – бурлацкий, а также древнейшее занятие приречных жителей – рыболовство.

Покрыто загадкой происхождение самого названия Жигули. Оно возникло, по-видимому совсем недавно. Во всяком случае, еще в конце ХVIII века оно не было общепринятым и не упоминается в заметках Адама Олеария, а также Палласа и Лепехина (1768-1769 гг.). Существует много попыток связать название Жигули (раньше писалось “Жегули”) с глаголом “жечь”, однако более правдоподобна увязка этого названия с иранским словом джегули, имеющим не слишком высокое значение – не-верные, поганцы, или мерзавцы. Что же, нетрудно догадаться, что персидские купцы, плававшие по Волге, вполне могли так называть пристанище волжских разбойников. (Заметим, что для арабского мира машины, производимые Волжским автозаводом, стали приемлемыми, только расставшись с названием “Жигули” и получив индифферентное для арабского уха название “Лада”.)

Интенсивное хозяйственное освоение территории заповедника и его ближайших окрестностей началось в XIX веке. В 1840 г. на Волжский берег была вывезена графом Орловым-Давыдовым, (предку которого Екатерина П подарила изрядный кусок Самарской Луки, составивший графскую Жигулевскую вотчину) группа крестьян из Курской губернии. Эти переселенцы основали сначала хутор Старое Отважное на месте нынешнего поселка Зольное, а позднее обширное село Отважное на месте нынешнего города Жигулевска. В дальнейшем в устьевой части долины Бахилова Поляна был основан одноименный поселок, главным занятием жителей которого стали лесозаготовки. О размахе рубок в графской вотчине можно судить по тому, что именно здесь была проложена первая в России узкоколейная лесовозная железная дорога.

Одновременно с лесозаготовками развивался известковый промысел, особенно в окрестностях Ширяева, где на заводе известного промышленника Ванюшина производилась на экспорт знаменитая низкомагнезиальная ширяевская известь. Первоначально добыча известняка велась в небольших каменоломнях (сохранилась Каменная Ломка в окрестностях Бахиловой Поляны), а затем в штольнях. Сохранились три группы штолен в восточной части заповедника – так называемые карьеры “Бурлак”, “Ширяевец” и “СХТ” (загадочная абревиатура советского периода по названию организации, производившей разработку – Северохимтрест). Наилучшую сохранность имеют штольни карьера Ширяевец, поскольку Богоявленские каменоломни (старое название каменоломен в окрестностях Ширяева) сильно пострадали в результате массированного взрыва Поповой горы, которым пытались создать открытый карьер в 30-х годах нынешнего века. Заметим, что штольни уходят в глубь гор на расстояние до 700 м, вдоль Волги протяженность штолен достигала 6 км. Добыча известняка закрытым способом закончилась в 50-х годах нынешнего века и с 1955 г. вся добыча известняка сосредоточена в Жигулях на трех открытых карьерах: “Богатырь” в непосредственной близости с территорией заповедника, “Могутовая гора” – в центре города Жигулевска и “Яблоневый овраг” западнее Жигулевска в окрестностях одноименного поселка.

В конце XIX века в центральной части нынешней территории заповедника началась добыча битуминозных песчаников с целью выплавки битума (гудрона) для производства асфальта. Этот промысел просуществовал до 1941 г., к которому запасы сырья здесь были исчерпаны.

С 1944 г. на территории заповедника была начата промышленная добыча нефти, продолжающаяся до настоящего времени (правда на участках формально изъятых из заповедника).

Территория заповедника хранит память не только о крестьянских восстаниях и хищническом природопользовании, она связана и с именами деятелей культуры. В Ширяеве родился и жил друг С.Есенина поэт А.В.Абрамов (Ширявец), здесь писал эскизы к картине “Бурлаки на Волге” И.Е.Репин. В Жигулях собирал волжские предания Д.Н.Садовников (автор песни о Разине, ставшей народной – “Из-за острова на стрежень...). “Но если красота Жигулей хорошо известна широкой публике, если она воспета и народом и поэтами, то о высоком научном значении этой местности знают только специалисты” – эти слова В.Н.Сукачева являются лучшим эпиграфом к перечислению известных ученых, для которых Жигули были объектом изучения, источником научного вдохновения и открытий. Хочется упомянуть здесь таких ученых как энциклопедисты П.С.Паллас, И.И.Лепехин, И.Г.Фальк, зоолог М.Н.Богданов, ботаники С.И.Коржинский, А.Ф.Флеров, Вал.И.Смирнов, Р.И.Аболин, лесовод Г.Н.Высоцкий, почвоведы Л.И.Прасолов, С.С.Неуструев, А.И.Безсонов, геологи А.П.Павлов, А.А.Штукенберг, М.Э.Ноинский, климатолог А.И. Воейков и многие другие, составившие славу отечественной науки.

Основатель заповедника Спрыгин И.И.

В этой связи нельзя не упомянуть основателя заповедника в Жигулях И.И.Спрыгина, поскольку он является в определенной степени основоположником практического заповедного дела в советский период – ведь заповедники в Пензенской губернии были организованы им ранее Астраханского заповедника, традиционно считающегося первым советс-ким заповедником. Глубокий след в отечественной науке оставили уче-ники и последователи И.И.Спрыгина: А.А.Уранов, Б.П.Сацердотов, Вас.И.Смирнов, Е.И.Новодережкин, Л.М.Черепнин и многие другие